Коммерческие операторы готовы сотрудничать с государством

Коммерческие операторы готовы сотрудничать с государством, чтобы при переходе с аналогового ТВ обеспечить всех доступом к телесигналу на уже существующей инфраструктуре

Круглый стол «ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ГОСУДАРСТВО+БИЗНЕС = 100% ПОКРЫТИЕ», в котором приняли участие лидеры российского рынка цифрового ТВ: «Триколор ТВ», ПАО «МТС», ГК «Орион», провел «Медиа-Коммуникационный Союз» в рамках RIW.

В ходе дискуссии представители операторов обсудили, что в будущем году все аналоговое вещание должно быть полностью переведено в цифровой формат. В результате часть жителей Российской Федерации (главным образом, это коснется тех, кто живет на Крайнем Севере и на северо-востоке страны) может остаться без доступа к ТВ-сигналу. Однако, по данным операторского сообщества, речь идет не более чем об 1% населения РФ.

Наиболее эффективный способ обеспечения этих людей ТВ-сигналом операторы видят во взаимодействии с государством действующих операторов спутникового ТВ. Поскольку совокупно их ресурсы охватывают 100% территории страны, вопрос обеспечения всех сигналом состоит только в предоставлении оборудования. Операторы выразили готовность предоставить оборудование тем абонентам, которые в связи с материальными сложностями не могут себе позволить его приобрести и рассчитывают, что государство сможет субсидировать их затраты на это. Объем субсидирования еще предстоит уточнить с учетом взаимных возможностей РТРС и операторов платного ТВ, в том числе, входящих в МКС. Но очевидно, что эти расходы будут существенно ниже затрат на запуск нового спутникового оператора. По предварительным оценкам участников рынка, сумма не превысит 500 миллионов рублей.

При этом операторы исходят из того, что государство должно четко определить критерии нуждающихся в таком оборудовании, чтобы выход на рынок программы по субсидированию оборудования не затронул существующую структуру рынка и не каннибализировал тех абонентов, которые могут пользоваться коммерческими продуктами. Отсутствие таких критериев может существенно увеличить затраты на реализацию программы для государства, кроме того рынок может потерять часть средств от платных абонентов, которые идут как на производство контента вещателями, так и на налоговые поступления в казну.

По данным директора по маркетингу НАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ») Александра Старобинца, на сегодня не менее 75% домохозяйств в России обеспечены платным цифровым ТВ, 94% населения имеют доступ к каналам первого мультиплекса через сети РТРС, а 67,5%  к каналам второго мультиплекса. Из оставшихся необходимо выявить тех, кто действительно не имеет доступа к ТВ-сигналу и финансовой возможности самостоятельно приобрести оборудование. На таких людей и должны быть направлены усилия по обеспечению к гарантированному государством доступу к 20 федеральным каналам: «Нужно понять, кому это действительно нужно, есть ли у них вообще телевизор,  замечает А. Старобинец.  РТРС с операторами задачу по цифровизации решили, и по сути, она завершена. Количество абонентов, проживающих в труднодоступных населенных пунктах, к которым не пришли ни бизнес, ни государство – невелико. Населенные пункты даже с населением 100 человек – охвачены. Спутниковые операторы работают на территории всей страны и обеспечивают возможность доступа к цифровому телевидению всем желающим».

Наталия Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ ПАО «МТС», уточнила, что есть те абоненты, у которых действительно нет технической возможности подключиться к вещанию ТВ иначе как через спутниковые каналы. И именно на таких людей, к тому же не имеющих возможности приобрести самостоятельно оборудование, должна быть направлена помощь государства.

Кирилл Махновский, генеральный директор Группы компаний «Орион» уверил, что функциональная задача доставки сигнала двух обязательных мультиплексов давно решена действующими операторами. Спутниковое и ШПД покрытие сегодня есть по всей стране. Пострадавших при отключении аналогового вещания не будет.



«Со своей стороны, мы готовы принять участие в обеспечении оборудованием и сигналом тех людей, для которых единственным возможным каналом передачи является спутник»,
— пообещал он.



Взаимодействие государства и бизнеса в решении этого вопроса может осуществляться разными способами: через проведение конкурсов, определение возможных форм адресной дотации, создания государственного виртуального оператора на основе уже существующих спутниковых сетей.

Выработка и реализация такой программы может быть осуществлена в сжатые сроки. Она будет способствовать появлению ТВ в тех домах, где его не было, или где существует риск его отключения после прекращения аналогового вещания. Это позволит дешево и быстро полностью решить проблему неравенства в получении доступа к ТВ.

Реализация такой программы должна осуществляться исходя из интересов абонентов,  все желающие, независимо от территориального и имущественного положения, должны иметь возможность доступа к каналам первого и второго мультиплекса; интересов государства  обеспечить всему населению гарантированные сервисы и доступ к информации при минимальных затратах бюджетных средств; и вещателей  обеспечить максимально широкий доступ к своему контенту при минимальных затратах.

«Медиа-Коммуникационный Союз» готов стать отраслевым посредником в диалоге между государством, государственными компаниями, заинтересованными в данном вопросе, и коммерческими спутниковыми операторами.


МКС в четвертый раз выступает соорганизатором форума Russian Interactive Week. Впервые RIW — Российская интернет неделя прошла в 2008 году. В 2017 году пройдет юбилейный, десятый форум. За прошедшее время площадка RIW стала одной из наиболее авторитетных в области развития интернет-сервисов, медиа, телекоммуникаций, информационных технологий и программного обеспечения.