Как поживает цифровая экономика в России

С октября 2018 года в России активно развивают цифровую экономику. Создана одноименная национальная программа, у которой есть и куратор, и рабочая группа, и пул экспертов.

Цифровая экономика стала одной из наиболее популярных тем в эфире федеральных телеканалов, в материалах СМИ, секции по этой теме становятся ключевыми на самых масштабных экономических форумах нашей страны. Но что действительно было сделано за этот год? Какие бонусы, льготы получил российский ИТ-бизнес и получил ли вообще? Может быть, в России стали готовить крутые кадры по направлениям цифровой экономики?

Давайте разберемся, чем сейчас живет цифровая экономика в России, существует ли она вообще и какие перспективы?

Трудности управления

Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК) от лица бизнес-сообщества неоднократно отмечала, что информационные технологии и цифровизация экономики сами по себе не могут вывести экономику на новый уровень, при сохранении проблем самого управления и кадров, занятых управлением (см. набор исследований на эту тему: a.raec.ru).

Наиболее выпукло этот подход был продемонстрирован директором РАЭК Сергеем Плуготаренко в ходе его выступления на Больших Парламентских слушаниях в Госдуме (по теме Цифровой экономики, в июле 2019).

Мы по-прежнему живем в эпоху “цифрового феодализма” – когда значительная часть госрасходов на ИТ не улучшает кардинально качество самого управления, а внедряемые решения и системы никак не увязаны друг с другом. Но ведь Цифровая экономика как раз и должна была положить этому конец?

Нет реальных проектов

Так сложилось, что конструкторы национальных проектов в современной России привыкли оперировать “дорожными картами” и “целевыми показателями”, но ведь они слабо связаны с реальными потребностями бизнеса и жизнью рядовых потребителей цифровых услуг.

Сегодня у нас очень мало реальных, живых проектов, нацеленных на решение задач Цифровой экономики. Предприниматель или рядовой гражданин должны на каждом шагу своей бизнес-деятельности и просто жизни – “натыкаться” на плоды цифровизации, увязывая их положительное влияние на свой бизнес и качестве жизни – с нацпроектами, в том числе “Цифровой экономикой”, о которой они так часто и много слышат в СМИ.

Цифровизация должна быть в головах и в делах. Тогда она сдвинется с места и получит максимальную поддержку в предпринимательском сообществе, у населения.

Именно поэтому огромную ценность для популяризации достижений цифровой экономики – представляют собой те немногочисленные проекты, которые явно и ярко выделяются на фоне бюрократии, дорожных карт, заседаний и обсуждений, репортажей в СМИ… Это в первую очередь достижения наших интернет-игроков (голосовые помощники с уникальными функциями, автопилотируемые автомобили, рывок в сфере Sharing Economy, компьютерное зрение и искусственный интеллект, O2O сервисы – соединяющие онлайни и фолайн)...

РАЭК пристально следит за этими направлениями и трендами – это наш ежегодный “Визионерский HOT-лист” (и там, где находит достижения отечественных игроков, старается привлекать к ним максимальное внимание на всех уровнях.

Особняком в этом ряду “реальных дел и проектов” стоят многолетние конференционные мероприятия, собирающие десятки тысяч профессионалов цифрового мира (РИФ+КИБ, Неделя Российского интернета) и такие “пользовательские” проекты, как “Цифровая грамотность” и “Digital Диктант”. РАЭК гордится своей причастностью к этим главным проектам Рунета, которые можно назвать важными “надотраслевыми” проектами, позволяющими видеть развитие “цифры” в формате Helicopter View…

Напомним, что ранее РАЭК неоднократно обращала внимание на принципиальные моменты, которые волнуют отрасль в вопросах реализации нацпроекта "Цифровая экономика".

Они простые:

  • — Малый и средний бизнес "вычеркнут" из нацпроекта (см. позицию РАЭК от сентября 2018 года “Отрасль дезориентирована в отношении своей роли в развитии “Цифровой экономики")
  • — Рядовые граждане сегодня не понимают, каким образом "Цифровая экономика" ворвётся в их повседневную жизнь и как улучшит ее качество (см. Позицию и заявление ОНФ от 28 августа 2019 года “ОНФ выявил отставание в сроках исполнения мероприятий нацпрограммы "Цифровая экономика"” (с комментариями С.А.Плуготаренко)

Помимо этих двух принципиальных моментов, в сегодняшней отраслевой повестке (по состоянию на октябрь 2019 года) эксперты РАЭК отмечают следующие проблемные направления:

  • — Нормативное регулирование, которое очень долго буксовало. При этом, когда по этому направлению начались определенные подвижки, и государство начало "слушать бизнес", вопросы стали возникать уже у граждан. Если мы говорим, например о проектах по изменению закона о персональных данных, электронной подписи, то тут необходимо пояснять, что именно делается, снимать страхи, слышать общественные организации. Иначе цифровой профиль и электронный паспорт закончит как УЭК, к сожалению.

  • — Развитие и создание инфраструктуры для реализации нацпрограммы. Самое важное и базовое сегодня – обеспечить наконец покрытие ШПД по всей стране, доступное и качественное. Для этого нужна конкуренция, нужны субсидии малым операторам и кооперативам жителей на создание инфраструктуры, а не мега проекты. Нужно менять строительные стандарты, чтобы не было проблем заводить в домах новых провайдеров.

  • — Безопасность – еще один важный аспект реализации программы. К сожалению, у нас в стране не уменьшается количество кибермошенников, а утечки персональных данных случаются все чаще, но кажется это никого не интересует. Спасение утопающих дело рук самих утопающих? Но в таком случае мало внимания уделяется цифровой грамотности, а это основа безопасности пользователей.

  • — Кадры. Необходимо уделять бОльшее внимание подготовке кадров, работать на трансформацией учебных программ, над созданием рабочих мест в регионах.

Подобных направлений, замечаний и предложений по ним – множество. Они были неоднократно сформулированы РАЭК в различных формах и на различных площадках.

К сожалению, многие из них так и не были услышаны. При этом разговор с профильными чиновниками, занятыми развитием и обслуживанием нацпроектов, строится примерно так: “Уважаемая Отрасль, вот вы нас критикуете, что мы не слышим отрасль, особенно малый и средний интернет-бизнес, и не учитываем их интересы в нацпрограмме... А вы писали нам о своих предложениях? На чье имя и какой исходящий номер у ваших писем?”

Но не все так плохо

Интернет-бизнес в России продолжает развиваться, несмотря на трудности диалога с государством. Развивается и гражданское общество.

Бизнес и общественность вместе стараются реализовывать прогрессивные проекты, которые уже запущены в других странах, но в России набирают обороты с большим трудом.

Например, сегодня массово обсуждается тема фудшеринга – 17 млн тонн пищевых отходов образуется в России ежегодно на этапе хранения, реализации и потребления. Это около 28% ТКО. Практически весь объем пищевых отходов (94%) направляется на полигоны и свалки, где загрязняет почву, воду, и воздух. 17 млн тонн ежегодно выбрасываемой еды выделяет порядка 2,4 млн тонн метана – сильного парникового агента.

Эффективным способом предотвратить нерациональное использование продуктов питания является фудшеринг. Это онлайн-сервисы, позволяющие распределять продукты питания между членами сообщества. Пользователи могут размещать информацию об имеющихся продуктах, их количестве, местонахождении и договариваться об их безвозмездной или возмездной передаче. Спецификой продуктов, с которыми работает фудшеринг, является истекающий срок годности. Онлайн-платформы придают продуктам мобильность, предотвращая их переход в статус отходов.

Инициатива отличная, и прогрессивная общественность, и представители бизнеса готовы “фудшерить”. Вот только в силу особенностей действующего законодательства бизнесу это невыгодно. Почему это так можно прочитать в исследовании.

Мы научились развивать онлайн-платформы, а жители страны воспринимают пользование ими как данность. Так, объем рынка такси в России может достичь 709 млрд рублей в 2019 году.

Проводятся отраслевые премии и конкурсы, которые берут вектор на молодое поколение ИТ-специалистов, тем самым стимулируя приток высококвалифицированных кадров в отрасль (например “Молодые лидеры Рунета”, “Лидеры России”).

Вывод

Бизнес должен иметь возможность напрямую общаться с государством. А государство должно научиться слышать бизнес. Если такой прямой диалог затруднен – ну просто потому что они говорят на разных языках – РАЭК (и другие ассоциации и экспертные сообщества) готова выполнять роль “переводчика”. Это тяжелая, и почти всегда неблагодарная работа, но мы должны ее делать.

Потому что мы верим: у нацпрограммы “Цифровая экономика” есть шансы на успех, есть запас прочности и сохраняется вотум доверия в бизнес-среде и в обществе. Надо их не “растерять”.

В декабре в ЦМТ (г.Москва) пройдет Неделя Российского Интернета (RIW). Организаторы взяли фокус на выстраивание именно такого диалога – представители бизнеса смогут напрямую задать вопросы министрам, чиновникам и получить ответы.

Интернет-отрасль надеется, что обсуждения на RIW принесут результат, а 2020 год станет годом действий для цифровой экономики.

Источник: https://dni.ru/release/2019/10/14/434196.html

Последние новости

Организаторы и партнеры 2019 года
Организаторы
Специальные партнеры
Партнер компьютерной безопасности
Партнер Аллеи Инноваций
Официальный регистратор
Телекоммуникационный партнер
Официальные партнеры
Партнеры
Организационные партнеры
Аналитический партнер
Партнер полиграфии
Партнер воды
Партнеры по организации мероприятия
Официальное event-агентство
Регистрационный партнер
Календарь IT-событий
Экспоненты
Аллея Инноваций
Генеральные информационные партнеры
Официальное информационное агентство
Официальное деловое издание
Генеральный радио-партнер
Цифровой информационный партнер
Официальный агрегатор новостей
Специальные информационные партнеры
Международная поддержка
Генеральный медиа-партнер
МБН360 Подпишись! Ну, пожалуйста
Информационные партнеры