В рамках Russian Internet Week (RIW) состоялась секция HR-TECH в Москве, участники которой обсудили текущее положение рынка автоматизации HR-процессов в Москве и России, а также основные барьеры, мешающие его развитию.
Работу секции открыл руководитель Smart City Lab Эльдар Файзуллин, представивший результаты исследования московского рынка HR-TECH, опубликованного на ict.moscow. Ведущий отметил, что в ходе исследования было найдено около 120 решений в сфере автоматизации подбора и управления персоналом, однако эксперты считают, что на деле их однако больше.
Затем он предложил участникам секции оценить состояние российского рынка HR-TECH и определить те причины, которые тормозят его рост.
Евгения Дворская, одна из создателей сервисов Jungle Jobs и "Север" выделила несколько причин. Во-первых, по мнению Дворской, реальных стартапов сильно меньше, чем говорят исследования. Во-вторых, сам рынок в России очень мал в сравнении с мировым рынком. В-третьих, экспертиза HR-TECH в основном разрабатывается в больших компаниях, где есть своя команда и у которых есть крупные клиенты.
"Они делают продукты под себя, и, по объективным причинам, то, что делает Мегафон, не сможет использовать МТС, Билайн и так далее", – сказала Дворская.
Эксперт по HR-трансформации SAP Александр Маслюк отметил, что хотя ситуацию на рынке и определяют гиганты, они же стараются поддерживать стартапы, создавая акселераторы, вкладываясь в новые проекты. "На рынке политики HR мы за то, чтобы расцветали сто цветов. Это не потому что мы такие хорошие, просто это такая win-win ситуация, все от этого выигрывают", – заявил Маслюк.
Генеральный директор HR хаб Виктор Хабаров высказал мнение, что главный тормоз развития HR-TECH это отсутствие смелости у разработчиков и как следствие – нехватка свежих решений.
"Мне не хватает разнообразия, духа авантюризма. Все АТС однотипные, одна модель", – отметил он.
В ответ Евгения Дворская отметила, что у клиентов наблюдается очень низкая толерантность к провалам и рискам – потребители продукта не готовы обкатки пилота и хотят, чтобы решение работало на 100% здесь и сейчас.
По мнению HR-руководителя компании VCV.ru Александры Левицкой, в стагнации отрасли виноват консерватизм.
"Все понимают, что надо менять, но не хочется, так как неизвестно, будет ли лучше. И приходится бороться с этим консерватизмом", – заявила она.
При этом Левицкая отметила, что еще пять лет назад этого рынка вообще не было, он по сути лишь создается.
"Мы объясняем, что это и зачем оно нужно. Нужно продать идею рынку, и скоро начнется рост", – считает она.
Схожую мысль высказал Александр Маслюк, отметивший, что российского рынка HR-TECH в мире фактически не знают.
"Мы – это Филиппины во Второй мировой войне. Там были серьезные боевые действия, десятки тысяч жертв. Но большинство людей не знает, кто там воевал, что происходило", – провел аналогию Маслюк.
Александр Ураксин из Robot Vera, в своем выступлении заявил, что есть еще барьер, который не был назван – неумение компаний работать со стартапами.
"Этот процесс надо отстраивать, понимая, что надо делать со стартапом, что надо договариваться на берегу. Благо многие компании начали строить внутри себя акселераторы, и этот барьер постепенно тает, есть тенденция к улучшению", – сказал Ураксин.