Новости

Эксперты поделились последними трендами цифровой трансформации туризма на RIW

13 декабря в рамках 14-ой Недели Российского Интернета прошла секция, посвященная цифровой трансформации туризма. Секция была проведена офлайн, в офисе РАЭК.
В рамках секции спикеры обсудили цифровые решения, которые способствуют повышению уровня сервиса и управления объектами туристической инфраструктуры, а также влияют на развитие туристической отрасли в целом.
Модератором секции выступила Ольга Ткачева, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и маркетингу Флотилии «Рэдиссон Ройал», член экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
В качестве докладчиков были приглашены:
  • Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области
  • Леонид Мармер, эксперт и ментор в области информационных технологий, цифровой трансформации и инноваций в сфере Travel Tech
  • Ольга Филипенкова, директор по развитию курорта Красная Поляна
  • Вадим Мельников, генеральный директор МТС Travel
  • Виктория Кизимова, Генеральный директор Мой Агент
  • Александр Ермолаев, АО «Русатом Инфраструктурные решения», Госкорпорация «Росатом»
  • Марат Галиуллин, Основатель ApeironSpace Hospitality Group

Туризм 4.0. - что это?

Последние несколько лет технологии провоцируют изменения во многих отраслях. Индустрия туризма и гостеприимства не стала исключением. Различные бизнес-процессы все больше переходят в цифровое пространство. Цифровизация, помимо совершенствования и автоматизации производственных процессов, направлена на изменение всей бизнес-модели. В сфере гостеприимства особое внимание уделяется таким его аспектам, как сервис и точки взаимодействия с гостями.
Туризм 4.0. - это сформировавшийся тренд, который объединяет большое количество инновационных решений, ведущих к прогрессу в целом. В число составляющих туризма 4.0. входят: искусственный интеллект, интернет вещей, большие данные, роботизация, виртуальная дополненная реальность, цифровой маркетинг, кибербезопасность и блокчейн. Исследования индустрии туризма и гостеприимства в 2022-2023 году показали, что на рынке существует ТОП востребованных решений. Лидирующим трендом стал искусственный интеллект -18%, далее идут сервисы для гостей отеля и интернет вещей - по 16% на каждый.
null
Применение инновационных трендов в деятельности игроков рынка туризма позволяет открывать новые направления:
  • цифровые инструменты: создание продуктов и услуг (ПО, SaaS, APP);
  • новые бизнес-модели: создание новых форм взаимодействия участников рынка на основе инновационных платформ и экосистем;
  • инновационные решения: в т.ч. разработка новых прикладных технологий , материалов для туротрасли.

Взаимодействие с туристами

Как было отмечено ранее, одним из основных направлений туризма является взаимодействие с прибывшими гостями. Многие регионы и туроператоры создают новые инструменты для формирования наиболее комфортных условий для туристов. Решение этой задачи позволит спровоцировать рост путешествий и эффективности от пребывания в том или ином месте. Например, министр Калининградской области, Андрей Ермак, на секции поделился с коллегами опытом создания прикладного продукта.
“За 9 месяцев 2022 года мы увидели рост турпотока, объема затрат со стороны туристов и средней продолжительности пребывания. Все эти факторы подтолкнули нас к созданию приложения “Go Kaliningrad”. Само приложение создавалось на основе аналитики и исследования портретов потенциальных посетителей Калининградской области. Ключевым туристом стала сильная, независимая женщина из Москвы или Санкт-Петербурга, которая умеет хорошо организовывать свой досуг самостоятельно. Мы решили, что наше приложение поможет нашим туристам получить большую вариативность поведения внутри региона на момент нахождения в нем. Важно, что мы не продаем эту возможность до поездки в Калининград, хотя, конечно, мы планируем расширить работу приложения на большее количество людей и использовать как дополнительный инструмент вовлечения”, - рассказал Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области.
Проект приложения “Go Kaliningrad” был сформирован на основе актуальной аналитики региона. Проведенное исследование показало, что туристический поток в Калининграде за последние 9 месяцев составил 1 257,3 тысячи человек. Средняя продолжительность пребывания каждого из них составляет 5 суток. За это время туристы тратят 12 223 миллиона рублей. Достаточно большой объем, но если учитывать, что основной поток туристов идет из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, где одни из высоких зарплатных уровней в России, то становится ситуация становится более прозрачной и понятной. Средний доход посетителя Калининграда составляет 101 тысячу рублей. Такой доход позволяет туристу свободно путешествовать и иметь достаточно большую вариативность выбора, с чем обычно и помогает приложение “Go Kaliningrad”.
null

Тренды туризма 4.0.

Начиная с 2020 года мы пережили несколько сложных периодов, связанных с пандемией и СВО, поэтому потребительский спрос очень изменился. В России сегодня выделяется пять основных триггеров, которые будут диктовать развитие цифровых технологий именно в нашей стране:
  1. Цифровизация туротрасли
  2. Ориентация на безопасные путешествия
  3. Приоритет на развитие внутреннего туризма в РФ
  4. Изменение потребительского спроса как следствие геополитических изменений
  5. Импортозамещение
null
Как итог открытого обсуждения, спикеры в очередной раз отметили, что хоть и сейчас отрасль показывает свою инновационность, сам туризм и конкретно дистрибуция находятся в турбулентном состоянии, которое продиктовано падением количества клиентов и технологическими изменениями.